Важная функция при организации ухода, особенно за тяжёлыми или хроническими больными, — обучение больных и членов их семей по вопросам здоровья. Процесс обучения приёмам самообслуживания и поддержания качества жизни больного человека или ребёнка связан с поддержанием или восстановлением полной или частичной самостоятельности, независимости и автономности на досуге или при выполнении какой-либо трудовой деятельности. Обучая, можно использовать различные методы и приёмы, чтобы помочь человеку восстановить (если это возможно) независимый образ жизни, уменьшить последствия инвалидности. Это могут быть элементы медицинской реабилитации, социальной адаптации, восстановление деятельности за счёт использования вспомогательных приспособлений.
Обучаемые лучше понимают и запоминают, если Вы:
- используете технику эффективного общения;
- слушаете всё, что вам говорят или о чём спрашивают;
- относитесь к ним терпеливо;
- хвалите за успехи в обучении;
- делаете перерыв, если они плохо себя чувствуют или чем-то расстроены.
То, чему учат больных и(или) членов их семей и как они это усваивают, зависит от множества факторов, включая предыдущие знания, опыт, отношение к обучению.
Это - три основных фактора эффективного обучения.
- Желание и готовность к обучению зависят, во-первых, от умственных способностей обучаемого, позволяющих ему сосредотачиваться и понимать рекомендации и требования; во-вторых, от его внимания. Если человек не способен сосредоточиться, то обучение должно быть отложено или отменено. Беспокойство, боль, усталость, голод, жажда — всё это мешает процессу обучения и требует от сиделки особых усилий. Планируя обучение, нужно оценить желание и готовность больного к обучению.
- Способность к обучению зависит от стадии и уровня развития (ребёнок, престарелый и т.д.). Прежде чем начинать обучение, сиделка должна оценить уровень развития познавательных способностей человека, чтобы выбрать соответствующий способ обучения.
Важные критерии оценки способности к обучению:
- возраст человека;
- его физическое состояние, при котором обучение может стать невозможным или неэффективным (слабость, истощение и т.п.);
- расположенность к общению;
- объём движений;
- степень подвижности.
- окружающая обстановка.
Хорошо поставленная цель обучения содержит три компонента.
• Что предстоит сделать больному (например, должен научиться держать ложку, должен знать порядок действий при одевании рубашки, должен уметь использовать костыли и т.д.).
• Временные рамки: даты или интервал времени (например, «20 мин после завтрака», «через неделю» и т.д.).
• Кто и с помощью каких приспособлений оказывает помощь (например, «с помощью сиделки», «на костылях», «самостоятельно» и т.д.).
Если в результате обучения больной должен овладеть несколькими навыками, нужно учесть оптимальную последовательность обучения, не утомляющую больного и не вызывающую у него отрицательных эмоций. В первую очередь его обучают более простым навыкам, а затем уже более сложным. Например, больной перенёс острое нарушение мозгового кровообращения, поэтому его правая нога пока неустойчива, а правая рука не функционирует.