Организация ухода за больными

Абрамова Ирина Ивановна
Абрамова Ирина Ивановна Терапевт,
   Первый этап


Это сбор информации о состоянии здоровья больного и её анализ. Успех последующих этапов во многом зависит от того, насколько качественно будет проведено обследование больного и его осмотр. Методы обследования, необходимые для сбора информации, могут быть субъективными, объективными, дополнительными. Полный комплекс мероприятий по обследованию больного определяет врач, но, будучи рядом с больным, сиделка должна постоянно оценивать его состояние, получая информацию от него самого или членов его семьи.

Субъективный метод — это беседа, в ходе которой сиделка получает сведения о самочувствии, ощущениях, реакциях, тех или иных потребностях. Человек всё описывает сам или это делают его родственники. При выявлении жалоб важны детали: интенсивность, характер и локализация боли; наличие нарушения сна (бессонница или, напротив, сонливость, нарушение целостности сна); особенности повышения температуры: сколько градусов, есть ли озноб, потливости и т.д.

При уточнении жалоб необходимо также выявлять жалобы по внутренним органам и системам организма.

Собирая информацию в случае остро развивающегося заболевания, важно определить:
• время, с которого пациент считает себя больным;
• причины заболевания, по мнению самого больного;
• первые симптомы болезни, и особенно особенности их проявления;
• появление общих симптомов болезни (слабость, тошнота, головная боль, нарушение сна, нарушение работоспособности, мышечные боли и т.д. );
• изменение температуры тела и общего состояния;
• смена и/или нарастание симптомов;
• обращался ли больной за помощью.

При подозрении развития инфекционного заболевания необходимо выяснить следующее:
• наличие в ближайшем окружении людей, больных подобным заболеванием;
• пребывание в дороге, разъездах, за границей;
• обстановка по месту прежнего жительства (для приезжих);
• был ли контакт с инфекционными больными в дороге;
• проживание в неблагоприятной местности;
• употребление в пищу сырой воды, некипячёного молока, немытых фруктов и овощей, некачественных продуктов;
• место питания (общепит или домашняя пища), какие продукты использует семья (магазинные, рыночные);
• соблюдение личной гигиены: частота принятия душа (ванны, посещения бани и т.д.), , частота смены постельного и нательного белья, обязательное мытьё рук перед едой, наличие вредных привычек типа скусывания ногтей (обязательно проверить состояние ногтей);
• проживание, общение с животными. Были ли случаи заболевания чем-либо среди животных.

При длительно текущем заболевании важно накапливать информацию об оценке больным своего состояния (если он может это делать), об изменениях или стабильности состояния его здоровья.

Объективный метод — метод, используемый при осмотре, наблюдении и обследовании больного. При этом важно оценить следующие параметры:

• Общее состояние (от удовлетворительного до тяжёлого).
• Выражение лица (вялое, грустное, безучастное, страдальческое, тоскливое или живое). Мимика.
• Масса тела.
• Состояние кожи и видимых слизистых оболочек (синюшность, покраснение, желтушность, влажность, дефекты, отёки). Осмотр кожных покровов и видимых слизистых оболочек следует проводить при естественном или приближённом к нему освещении, полностью раздев больного.
• Состояние лимфатических узлов, доступных для пальпации (болезненность, подвижность, размер).
• Костно-мышечная система (деформация скелета, суставов, вялость или напряжённость мышц и т.д.).
• Дыхание (частота дыхательных движений (ЧДД), боли при дыхании, кашель, изменение голоса, одышка).
• Сердечно-сосудистая система (АД, пульс).
• Органы пищеварения: аппетит; состояние языка, зубов; глотание; характер рвотных масс; характер стула (цвет, консистенция, запах, объём, наличие примесей); состояние живота (увеличение в объёме, болезненность, напряжение).
• Мочевыделительная система. Характер мочи, её цвет, прозрачность, количество; мочеиспускание (самостоятельность, частота, болезненность).
• Нервная система. Характер головной боли; сон; нарушение походки, парезы, параличи, дрожание конечностей или других частей тела.
• Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, прикосновения).
• Психическое состояние больного: сознание (сохранено или нарушено). Наблюдаемое поведение: речь, манера говорить (быстро, медленно, тяжело, обрывками и т.д.); голос (тихий, громкий); мимика, жесты, настроение, чувства, ориентация во времени и пространстве, ощущение, страхи.

Второй этап


Если больной испытывает трудности в удовлетворении жизненно важных потребностей, то это и есть проблемы, разрешить которые призвана сиделка в содружестве с больным и членами его семьи. На данном этапе устанавливают существующие и потенциальные (возможные в будущем) отклонения от комфортного гармонического состояния. При выявлении нескольких нарушенных потребностей сиделка в обязательном порядке должна проконсультироваться с медицинским работником, осуществляющим амбулаторно-поликлиническое ведение больного. В случае появления ранее отсутствовавших признаков изменения функций организма или симптомов болезни или резкого ухудшения состояния хронического больного необходима срочная консультация.

Третий этап


Соблюдая назначения врача, сиделка должна распланировать и подготовить проведение мероприятий и процедур. Их необходимо выполнить в точно назначенные врачом (участковой медицинской сестрой) сроки. Это может быть измерение температуры, смена белья, дача лекарств, кормление и др. Действия или манипуляции может производить сама сиделка или помощники (члены семьи или соседи).


Четвёртый этап


Выполнение запланированных действий и регистрация информации в случае необходимости (температурный лист, мочевыделение, количество выпитой жидкости, выполнение дыхательной гимнастики и др.). Ведение дневника наблюдений и регистрации выполненных мероприятий необходимо для анализа состояния больного и результатов, полученных при выполнении действий. Регистрация информации особенно важна, если на смену одному члену семьи или сиделке приходит другой помощник.

Пятый этап


Это оценка реакции больного на выполняемые действия и процедуры. В результате оценки можно отметить достижение цели, отсутствие ожидаемого результата или даже ухудшение состояния больного, несмотря на проводимые вмешательства. В этом случае необходимо поставить в известность врача или медицинскую сестру.

Все пять этапов ухода за больным тесно связаны друг с другом, в зависимости от ситуации их можно проводить как последовательно, так и одновременно.

Вернуться в Справочный раздел