К такому выводу пришли ученые из Мичиганского университета. Они задались целью узнать, повлияло ли на благополучие людей во время всемирной пандемии ковид-19 и сопровождавшей ее изоляции наличие домашнего животного. Опрашивали владельцев кошек, собак, хорьков, кроликов, рептилий и т.д. Вопреки общепринятому мнению, различий в ощущении себя счастливым не было между теми, у кого дома жили домашние питомцы, и теми, у кого нет.
Достоверность собранных сведений не подлежит сомнению – в эксперименте приняли участие около 800 человек. Их опрашивали трижды, в разные периоды пандемии, использовали психологические тесты для оценки душевного благополучия, а также простые опросники. Добровольцам задавали вопрос о значимости животных в их жизни. Большинство людей ответили, что счастливы от общения с любимцем, взаимных прогулок, игр. Многим нравились тактильные ощущения при поглаживании шерсти или кожи, звуки, издаваемые животным. Забота о нем позволяла почувствовать свою значимость и нужность.
Однако были названы и негативные моменты владения, например, невозможность сосредоточенно работать удаленно, тревога за самочувствие питомца, боль, причиняемая его неизбежной смертью.
Но при сравнении данных о душевном благополучии оказалось, что люди без домашних животных не менее счастливы. Причем не имело значение, сколько у человека было и есть питомцев, как он близок с ними. Не важен был возраст участника эксперимента и его пол, расовая принадлежность.
Изучив результаты эксперимента, ученые обратили внимание людей на тот факт, что не стоит советовать завести животное одиноким, несчастным, пожилым людям, как способ изменить жизнь к лучшему. Владение собакой, кошкой и т.д. накладывает ответственность и может усугубить стресс, если человек не готов стать хозяином зверя.
Психологи утверждают, что общение с домашними питомцами не делает людей счастливее, так как ощущение счастья является внутренним состоянием человека и связано с оценкой событий в жизни, хотя контакт с животными может улучшить качество жизни и иметь положительный терапевтический эффект.