Регистрация клиента
Пройдите простую регистрацию.
Фамилия*:
Имя*:
Отчество*:
Пол*: Мужчина Женщина
E-mail*:
Пароль*:
Еще раз*:
Телефон (моб.)*:
(прим. +71234567890)

телефон потребуется для отправки уведомления о записи на прием. Если номер указан неверно, Вы не сможете записаться на прием онлайн
Вход в систему
Логин:
Пароль:
Запомнить меня       Восстановить пароль

Восстановление речи после инсульта

Главная / Коксартроз

Речевая реабилитация после инсульта

пожилая женщина читает
Инсультом головного мозга называют состояние острой гипоксии (недостатка кислорода), вызывающей гибель нейронов. Наиболее частой причиной данного состояния является закупорка просвета сосуда атеросклеротической бляшкой. На втором месте по частоте провоцирования инсультов стоит артериальная гипертензия. Третье место занимает повышенная свертываемость крови и образующиеся вследствие этого тромбы.

Инсульт требует быстрых мер по оказанию медицинской помощи. Каждый час промедления усугубляет ситуацию, усложняет и делает более длительным период реабилитации. Полное восстановление после инсульта у человека среднего возраста занимает от полугода до двух лет. Важно вернуть к нормальному состоянию не только опорно-двигательный аппарат, восстановить двигательную активность, но и вернуть больному способность ясно и разборчиво говорить.

Афазия, ее виды

 
Термин «афазия» означает частичную или тотальную потерю способности к речи при сохранении и нормальном функционировании речевых органов. Возникает это нарушение из-за попадания в очаг поражения артикуляционных центров коры головного мозга.

Различают несколько видов афазии:
  • амнестическая – характеризуется сложность с подбором слов из словарного запаса, больной путает названия предметов, забывает сложные длинные слова;
  • семантическая – для такого вида нарушения речи характерно непонимание предложений сложной конструкции, простые фразы понимаются пациентом без труда;
  • сенсорная – вид афазии, при которой больной не способен разбить слова на слоги, подобрать правильное название предмета, части тела;
  • моторная – делится на афферентную и эфферентную – характеризуется сложностью перехода от одного слога к другому в процессе произнесения слов, напоминает тяжелую форму заикания;
  • тотальная – при которой больной не способен произнести ни звука и не сохранил способность к пониманию речи. Самый тяжелый вид афазии. В случае благоприятного прогноза может смениться моторной формой, которая поддается коррекции.
Нарушение речи влечет за собой проблемы со способностью к письменной речи и чтению.

Общие принципы исправления проблем с речью


Приступать к коррекции нарушений речи необходимо сразу после перехода пациента в стабильное состояние еще до выписки его из стационара. Чем раньше начнется реабилитация, тем более быстрых результатов можно достичь. Однако нужно понимать, что мгновенных успехов ждать не приходится, первые положительные сдвиги будут заметны не менее, чем через месяц занятий.

Категорически запрещено перегружать пациента длительными и сложными уроками. Для первых занятий достаточно 10-15 минут в день. Атмосфера в это время должна быть благожелательная, спокойная. Ни в коем случае не допускается повышение голоса на больного, раздражительная или слишком быстрая речь.

Врачами было отмечено, что первым, на что следует обратить внимание перед началом реабилитационных уроков – правшой или левшой является заболевший человек. Доказано, что левши легче переносят инсульт, а те, кто был с детства переучен писать правой рукой, и вовсе обладают удивительной способностью приспосабливаться к нарушениям. У таких людей функции речевого центра переходят к зонам лобной или затылочной доли головного мозга и успешно функционируют. В особенно удачных случаях восстановление речи происходит само в течение 2-7 дней после приступа инсульта.

Упражнения, помогающие восстановить нарушенную речь


Логопеды, занимающиеся с пациентами, перенесшими инсульт, рекомендуют следующие упражнения:
  • работа с сюжетными картинками. Она включает в себя как просто проговаривание вслух изображенных предметов, так и составление коротких предложений, а после и рассказа на основе изображений;
  • аудирование. Пациенту медленно и внятно читают текст, после чего задают наводящие вопросы о смысле прочитанного;
  • слуховые словарные диктанты, подбор синонимов и антонимов;
  • счет вслух до 10, после до 100, решение легких математических задач;
  • подбор правильной последовательности слогов в словах;
  • арттерапия. Рисование, разукрашивание.
Реабилитация проходит в течение года или двух, занятия начинает логопед еще в лечебном учреждении, после прогресса под контролем специалиста занятия переносятся к пациенту домой.