Зачастую медицинская сестра знает о физическом и психологическом состоянии больного, его нуждах больше, чем лечащий врач, т.к. проводит с пациентом много времени. От квалификации, личных качеств медицинской сестры во многом зависит успешность реабилитации больного. Младший медицинский персонал получает указания врача и далее следит за своевременностью, полнотой выполнения рекомендаций, реакцией пациента на процедуры, упражнения, медикаментозное лечение. Благодаря работе медсестер врачи в более полной мере узнают о прогрессе своих пациентов.
Реабилитационные задачи, выполняемые медсестрой
На всех этапах восстановительного лечения младший медперсонал:
- выявляет все тревожащие пациента проблемы психологического, духовного, бытового, медицинского, социального характера, помогает в их решении самостоятельно или доводит до сведения лечащего врача;
- определяет, оценивает факторы риска для пациента и его семьи, связанные с различными последствиями основного или сопутствующих заболеваний, предлагает пути решения или предупреждения возможных проблем – например, для больных, перенесших инсульт, фактором риска являются неподходящие условия в доме (высокие пороги, отсутствие яркого освещения, поручней в туалете и ванной, т.д.). Медсестра обращает внимание родных на этот факт и дает рекомендации по созданию безопасной среды;
- готовит пациента к процедурам, занятиям, помогает врачу при проведении физиотерапии, медицинских манипуляций;
- самостоятельно проводит физиотерапевтические процедуры (например, массаж), делает необходимые инъекции, выдает пероральные лекарственные средства и следит за их своевременным приемом;
- осуществляет гигиенические процедуры, помогает пациенту во время посещения туалета, умывания, купания, приема пищи;
- обучает больных самообслуживанию в изменившихся условиях окружающей среды или при изменении физических возможностей пациентов – при параличах, нарушении координации движений, переломах в реабилитационный период очень важно показывать больным правильную последовательность действий при одевании, умывании, расчесывании и в других бытовых ситуациях. Чем раньше пациент начнет привыкать выполнять простые ежедневные действия сам, тем быстрее он вернется к самообслуживанию и независимости.
Роль медицинской сестры на ранних реабилитационных этапах
Восстановление начинается еще в палате интенсивной терапии. Главная задача медсестры в этот период – поддержание стабильного состояния больного. Младший медперсонал строго выполняет все рекомендации врача и следит в динамике за жизненными показателями пациента. Также медсестры:
- проветривают палаты, поддерживают оптимальный температурный режим;
- для профилактики пролежней каждые 2 часа больного перекладывают, для сохранения нужного положения тела используют валики, специальные матрацы, подставки, подушки;
- проводят пассивную дыхательную гимнастику, массаж;
- следят за адекватным потреблением жидкости, приемом пищи больным;
- проводят санацию ротовой полости, гигиенические процедуры.
Роль медсестры на втором этапе реабилитации
Этот этап проводится в центрах, реабилитационных отделениях, кабинетах. На втором этапе восстановительного лечения медсестра часто сталкивается с такими проблемами, как неспособность больного полностью себя обслуживать, высокий риск получения травмы или повторного инфаркта/инсульта, слабая вера в возможность полного восстановления, депрессия. В этот период роль медсестры наиболее значима для пациента. От квалификации медперсонала, его внимательности, доброжелательности во многом зависит успех реабилитации.
Основные задачи, выполняемые медсестрой:
- помощь в бытовых вопросах – одевание, личная гигиена (умывание, купание, бритье, расчесывание), прием пищи (использование столовых приборов, тщательное пережевывание, внимательность при приеме пищи);
- организация обучения пациента пользованию вспомогательными средствами для передвижения (ортезы, трости и костыли, кресла), специальными столовыми приборами и т.д.;
- повышение адаптации больного с ограниченными физическими возможностями;
- создание безопасной среды для отдыха и активной деятельности – при этом нельзя ограничивать пациента, запирать в одной комнате. Наоборот, нужно поддерживать стремление к прогулкам, какой-либо полезной или увлекательной работе (рисованию, уходу за растениями, участию в клубах по интересам). При этом медсестра следит за безопасностью больного, помогает ему, если необходимо, сопровождает на занятия;
- оказание психологической поддержки, при необходимости информирование психолога или психотерапевта о проблемах пациента.
На третьем этапе, как правило, больные не нуждаются в помощи медсестер, но могут получать консультации, руководства по отдельным вопросам реабилитационных программ.