Сочетание вербального и невербального общения
Они, как правило, происходят одновременно. Сообщение информации может сопровождаться улыбкой, движениями рук, мимикой лица. Отметим: восприятие вербального (словесного) сообщения во многом зависит от невербальных факторов. Даже считается, что невербальные сигналы более информативны, хотя обе формы общения дополняют друг друга – может, потому что они менее формальны. Скажем, улыбка, прикосновение к плечу рукой, поглаживание по волосам, сопровождаемые позитивной информацией, позволяют сиделке показать больному, насколько она к нему привязана, как хочет оказать ободрение, нежность, эмоциональную поддержку.
А если агрессию проявляет больной?
Попробуйте следовать ряду рекомендаций:
- Не воспринимайте агрессивное поведение вашего подопечного как личное оскорбление – ведь больные люди выплескивают свое страдание, свои отрицательные эмоции на тех, кого чаще видят, даже если причина возникновения гнева вовсе не в них.
- Постарайтесь тактично показать, что вас обижает такое поведение. И сдерживайте себя, не давайте спровоцировать ответную реакцию (скажем, можно сделать глубокий вдох, сосчитать до десяти, медленно выдохнуть – и повторить такую процедуру несколько раз).
- Выпейте стакан воды медленными глотками – это прекрасно успокаивает и переключает внимание больного с высказывания претензий на то, что вы делаете сейчас.
- Общение с пациентом в такой момент может оказаться неэффективным: любая ваша попытка его успокоить только "накручивает" его. Если больной находится в безопасности, можно на несколько минут выйти из комнаты, чтобы человек успокоился наедине с самим собой.
- Объясните больному, что вы выполняете назначения, сделанные врачом, они обязательно должны быть выполнены, а претензии к врачу вы запишете после окончания процедур и передадите по назначению.
И еще об общении с больным
Очень важно не "закрывать" каналы общения, показывать своему подопечному, что вы готовы выслушать его информацию, даже если она вызывает у вас неловкость, неприятные ощущения.
Как этого добиться?
- Сконцентрируйтесь на сообщении собеседника, перестаньте думать о своих чувствах, обидах, неприязни. Внимательно выслушайте его.
- Задействуйте невербальные каналы, кивая, выражая заинтересованность, держа пациента за руку. Молчаливое выражение внимания, поддержка сиделки может оказаться не менее эффективной, чем словесная реакция на то, что больной говорит.
- Поддержать стремление к коммуникации.
Грамотное общение с больным может способствовать улучшению его состояния, поддержанию в нем жизненных сил. И это во многом зависит от сиделки.