Регистрация клиента
Пройдите простую регистрацию.
Фамилия*:
Имя*:
Отчество*:
Пол*: Мужчина Женщина
E-mail*:
Пароль*:
Еще раз*:
Телефон (моб.)*:
(прим. +71234567890)

телефон потребуется для отправки уведомления о записи на прием. Если номер указан неверно, Вы не сможете записаться на прием онлайн
Вход в систему
Логин:
Пароль:
Запомнить меня       Восстановить пароль

Невербальное общение с больным

Главная

невербальное общениеНевербальное – то есть без слов. Это жесты, мимика, позы, прикосновения, выражение лица и пр. Этот канал общения в меньшей мере поддается контролю со стороны разума. Наблюдательная сиделка может заметить это и скорректировать ситуацию.

Например, больной, соглашаясь на ту или иную процедуру, вслух произносит: "Делайте быстрей, я готов!", а выражение его лица показывает: "Это может быть опасно. Я очень боюсь!" Можно еще раз объяснить смысл процедуры, с ободряющей улыбкой, и уровень страха понизится. Иногда в невербальном общении участвует всё тело человека – руки, мышцы живота, потливость и пр.

Сиделка должна научиться понимать невербальные сообщения – ведь не каждый больной может использовать устную речь как путь общения. И невербальное общение начинает играть ведущую роль.

  • Походка – очень коммуникативный метод общения. Быстрая, нервная походка означает чувство гнева. Уверенная походка – демонстрация благополучия. Медленная походка – выражение опасения, тревоги. Кроме того, иной раз походка свидетельствует о заболевании больного (скованная походка – признак болезни Альцгеймера).
  • Движения рук. Руки не только комментируют сообщаемую вербальную информацию, но и указывают на определенное эмоциональное состояние. Скажем, кручение какого-то предмета, размашистые движения обозначают беспокойство, расстроенность, гнев. Заламывание пальцев или сжимание рук с тесным прижатием их к груди – сильное волнение, расстройство. Дрожание рук – либо сильное волнение, либо указание на болезнь Паркинсона. Некоординированные движения (больной пытается, но не может попасть пальцем, скажем, в кнопку звонка) должны вызвать тревогу – это могут быть предвестники инсульта.
  • Выражение лица. Сиделка должна следить за тем, чтобы ее лицо всегда оставалось доброжелательным, не хмурить брови, не поджимать губы. Неудовольствие можно выразить мягче: погрозить пальчиком и покачать головой. Больные очень внимательно наблюдают за выражением лица тех, кто его лечит и ухаживает за ним. Поэтому нужно делать всё, чтобы снять у него напряжение, страх, стресс.
  • Самый важный канал невербального общения – глаза. Не следует отводить глаза от пациента, прятать их, воздевать кверху. В некоторых случаях выразительный взгляд способен передать смысл не только сказанного, но и того, что больному сообщать не предполагалось, а также кардинально изменить смысл переданного сообщения. Особенно когда речь идет об ответах на вопросы о прогнозе заболевания, тяжести состояния, опасности того или иного симптома. Поэтому сиделка должна следить за выражением своих глаз (можно мысленно себе говорить "Какой симпатичный человек", даже если это не совсем так).
  • Внешний вид. Неопрятно одетая, неприятно пахнущая, кое-как причесанная сиделка вызывает у больного отрицательные эмоции, и это сильно затрудняет общение. Напротив, аккуратная, свежо выглядящая, приветливая, позитивно настроенная сиделка способна повысить жизнестойкость больного, придать ему сил.

    Причины взаимонепонимания

    Нередки случаи, когда при наличии всех пяти элементов общения (от отправителя информации до подтверждения ее получения) больной не вполне понимает то, что ему говорят.

    Каковы причины этого?

    1. Либо лицо, передающее информацию, либо получатель ее недостаточно хорошо знают язык, на котором говорит отправитель, или говорит с заметным акцентом.
    2. Отправитель говорит слишком быстро или слишком тихо, нечетко или не продумав заранее сообщение.