Как нужно говорить с пожилыми людьми?

Забулдыкина Анна Сергеевна
Забулдыкина Анна Сергеевна Психолог,

Как нужно говорить?

разговор с пожилым человеком

Кроме знания того, что следует говорить, нужно знать и как следует говорить. Для достижения максимальной эффективности сообщаемых и принимаемых сообщений, стоит соблюдать следующие правила:

  1. Четко артикулировать (произносить), строить короткие фразы.
  2. Говорить с пожилыми людьми немного медленней, чем с ровесниками.
  3. Выбирать для общения моменты, когда получатель информации заинтересован в беседе. Оптимально – если больной сам задает вопросы о результатах обследования, своем объективном состоянии, мероприятиях и процедурах.
  4. Следить за тем, чтобы ваша интонация соответствовала смыслу сообщения или слегка приглушала его. Голосом можно выразить оптимизм, заботу, симпатию, печаль, безразличие, строгость и т.п.
  5. Регулировать громкость речи – произносить слова так, чтобы вас слышали, но не кричать.
  6. Побуждать получателя информации к общению, задавая открытые вопросы. Например, если спросить "Вы поняли, как нужно готовиться к массажу?" – вполне вероятно, что пациент ответит односложным "да", даже если он не вполне понял, что нужно делать. А на вопрос "Как вы будете готовиться к массажу?", он даст развернутый ответ, который при необходимости можно тактично подправить.
  7. Ненавязчиво подключать чувство юмора. В нужных дозах оно способствует продуктивному вербальному общению. Но юмор не должен быть обращен на манипуляции, связанные с личной гигиеной больного – это раздражает. Можно рассказывать смешные случаи, вызывающие улыбку больного, шутливо хвалить его.
  8. Улыбка зачастую снижает уровень испытываемой им боли, снимает зажатость, смягчает восприятие болезни, юмор становится средством эмоциональной поддержки пациента.

Как строить письменную речь?

Если получатель может прочитать слова или воспринять символы, это тоже достаточно эффективный метод коммуникации.

Следует учесть некоторые моменты:

  1. Пишите аккуратно (лучше – печатными буквами, если у вас плохой почерк).
  2. Правильно выбирайте размер и цвет букв. Для контакта с пожилыми лучше пользоваться черной или темно-синей ручкой и белой бумагой.
  3. Пишите грамотно. Выбирайте слова простые и понятные.
  4. Проверьте, содержит ли записка всю нужную информацию.
  5. Подписывайте ваше сообщение.
  6. Степень эффективности письменной коммуникации обусловлена рядом факторов:
  7. Умеет ли человек читать?
  8. Знает ли он язык, на котором написано сообщение?
  9. Видит ли он написанное?
  10. Понимает ли то, что написано?
  11. Если человек вас не понимает, рисуйте ему пиктограммы (картинки); будьте точны называя время дня (ночь, утро); проверяйте, написали ли вы всё, что следовало сообщить. Это повышает эффективность письменного общения.

Специфика общения с пожилым человеком

Разговор должен быть неспешным, всем своим видом показывайте, что хотите поговорить именно с этим человеком. Не напоминайте пожилому человеку о его возрасте. Для получения большего числа информации задавайте закрытые вопросы, требующие однозначного ответа. Все рекомендации давайте не только в устной форме – обязательно фиксируйте их на бумаге, так, чтобы больной мог их прочесть самостоятельно.