Уход за больным, то есть мероприятия, обеспечивающие квалифицированную помощь при лечебных, санитарно-гигиенических и иных процедурах, медицинских анализах и обследованиях, физиологических отправлениях, - одна из важных составных частей процессов лечения. Облегчение больному приема пищи и лекарств, должного режима активности, создание у него положительного настроя и условий, помогающих скорейшему излечению от недуга, предотвращению развития осложнений или уменьшению страданий при хроническом заболевании – это не только совокупность профессиональных навыков, но и акт большого человеческого милосердия.
Грамотный уход создает благоприятные бытовые условия и позитивную психологическую установку у больного. Его важнейшие задачи – щажение психики больного человека, охранения его от негативных эмоций, создание позитивного настроя, уверенности в то, что болезнь преодолима.
Не всегда уход за больным тяжел только физически. Ведь болезнь, прикованность к постели, боли и иные физические страдания делают человека нервным, раздражительным, изливающим свое недовольство как на родственников, так и на обслуживающий персонал. Вывести человека из этого состояния, побудить его активно бороться с болезнью, ободрить и поддержать в трудные дни – всё это можно назвать сверхзадачей сиделки, осуществляющей уход за больным.
Общий и специальный уход за больным
Уход за больным разделяется на две основных части: общий и специальный. Что такое общий уход? Это создание для больного оптимальных гигиенических условий (чистота тела и одежды, помощь при физиологических отправлениях, опрятная и удобная постель, условия приема пищи, порядок, чистота и уют в комнате, где находится больной); это слежение за своевременным приемом всех назначенных больным лекарств и проведение необходимых процедур (массаж, втирание мазей, ингаляции); это обеспечение круглосуточного наблюдения за улучшением или ухудшением состояния больного, его объективным и субъективным самочувствием.
А что входит в понятие специальный уход? Это манипуляции, обусловленные спецификой отдельных заболеваний (введение катетера, кормление через зонд, внутривенные вливания, капельницы и пр.), как правило, осуществляемые не сиделкой, а медицинским работником. Но график их проведения контролирует тот, кто ухаживает за больным, в нашем случае – сиделка.
Социальная поддержка
Этим термином обозначают неспецифическую помощь больным. Так, поддержание беседы с больным, позволяющее ему получить социальную поддержку, окрепнуть духом, активней бороться с болезнью или прекращение чрезмерного трагедизирования непоправимых изменений организма (скажем, ампутации ноги, является активным методом духовной поддержки больного.
Одобрение поведения больного, поощрение его попыток самообслуживания, положительная оценка внешности пациента ("О, сегодня вы выглядите заметно лучше!"), а также благодарность за терпение при неприятных процедурах, за стремление как-то облегчить работу сиделки – всё это относится к методам социальной поддержки пациента.
Главное – помнить, что социальная поддержка не всегда дает результаты моментально, попытки наладить контакт с пациентом, повысить его самооценку и настроить на активное сопротивление болезни следует повторять, тактично и грамотно, снова и снова. Она позволяет изменить поведение больного человека, поднимает его настроение, побуждает без капризов выполнять все необходимые манипуляции. Если проводить такие "мини-сеансы" социальной поддержки, она непременно даст эффект.